Синергия научных компетенций: Игорь Пышминцев встречает 60-летие
Премиальные резьбовые соединения, технология гибридной лазерной сварки и освоение новых марок стали — вот неполный перечень передовых решений, реализованных ТМК. Сегодня интеллектуальная инфраструктура компании функционирует как эффективная экосистема, готовая работать как на внутреннего, так и на внешнего потребителя. О трансформации исследовательских компетенций журналу рассказал директор по научной работе ТМК, генеральный директор РусНИТИ, НТЦ и ИЦ ТМК Игорь Пышминцев, отмечающий сегодня 60-летний юбилей.
- Игорь Юрьевич, за последние три года в состав ТМК вошли новые активы. Компания получила синергию производственных компетенций и корпоративных культур. Как эти изменения отразились на научно-исследовательской деятельности?
- Действительно, новые активы расширили наши возможности и обогатили наработки по ряду ключевых направлений. В прошлом году мы полностью интегрировали в систему планирования научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы (НИР и НИОКР) новые предприятия и заработали по единой программе. Сегодня мы продолжаем консолидировать научные компетенции и силы. Сердцем научно-технологической экосистемы, стал Исследовательский центр (ИЦ) ТМК в Москве. На карте компании он появился в июле прошлого года и помог объединить исследователей-разработчиков, оставив за Научно-исследовательским центром ТМК (НТЦ) и Русским научно-исследовательским институтом трубной промышленности (РусНИТИ) функции обеспечения исследований и предоставления услуг научно-технического характера. Там действуют аккредитованные лаборатории, которые осуществляют все виды испытаний трубной продукции в соответствии с нормативными документами, ведется работа по национальной и корпоративной стандартизации. Таким образом мы вышли на новый организационный уровень проведения научных работ и оказания услуг научно-технического характера.
- Учитывая широкую географию подразделений, как Вам удается эффективно управлять научным кластером компании?
- Для начала мы сплотили вокруг решения стратегических задач единомышленников, которые стали частью коллектива НТЦ ТМК. Так, еще в 2019 году в Москву релоцировались десять сотрудников РусНИТИ. Это позволило обеспечить более тесное взаимодействие и получить обратную связь, которую иногда сложно передать на расстоянии. Таким образом мы подключили людей к работе над проектами, раскрывающими их потенциал. Плюс ко всему мы развиваем единую систему управления, которая, с одной стороны, обеспечила координацию действий, а с другой — сохранила соревновательный дух, без которого сложно представить научный поиск. Достаточно скоро мы увидели результаты.
- Какие из последних проектов, реализованных в новой организационной инфраструктуре, вы бы выделили?
- Наглядный пример синергии в действии — это трансформация направления гибридной лазерной сварки. Мы объединили специалистов в этой области с нашей челябинской площадки и РусНИТИ в одну команду — центр сварочных технологий. Получилась мощная экспериментальная база и коллектив очень компетентных экспертов, тесно взаимодействующих друг с другом.
Стоит сказать, что гибридная лазерная сварка разрабатывалась на ЧТПЗ почти 20 лет, теперь проект масштабирует ТМК. Идея сварки труб с помощью этого метода развивалась последовательно — от приобретения оборудования до изготовления образцов на стендах, которые позволили сначала сваривать шестиметровые изделия, а затем — двенадцатиметровые трубы. Позже специалисты производственной площадки в Челябинске, в цехе «Высота 239», подхватившие эстафету реализации проекта, приступили к изготовлению уникальной продукции. В июне этого года трубы класса прочности К70 диаметром 1420 мм, предназначенные для магистральных, успешно прошли пневматические испытания. Отмечу, использование гибридной лазерной сварки придает изделиям высокие эксплуатационные характеристики за счет улучшенного комплекса свойств сварного шва и его повышенной надежности.
В перспективе технология получит широкое применение на производстве. Ко Дню металлурга в этом году на «Высоте 239» дали старт строительству соответствующего участка. Это лишь один из примеров синергии в действии, коридор возможностей, который открывается и для инженеров-исследователей, и для всей компании. Альтернативой этому методу является хорошо отработанная технология дуговой сварки под флюсом, которая давно вошла в нашу производственную жизнь, зарекомендовав себя с лучшей стороны. Может, когда-нибудь наши специалисты возьмутся за то, чтобы и ее поднять на новый уровень.
В целом круг научных изысканий коллег на Урале, а конкретно — на Челябинском трубопрокатном и Первоуральском новотрубном заводах достаточно широк и затрагивает различные направления. Здесь трудятся специалисты по неразрушающему контролю, сварочным технологиям и созданию новых видов труб большого диаметра и покрытий. Также на предприятиях работает коллектив, который добился успехов в области компьютерного моделирования технологических процессов, прежде всего - формовки. Примечательно, что многие проекты являются сквозными. Идей и решений достаточно много, поэтому нам так важно гармонично управлять коллективом, помогать сотрудникам находить общий язык в решении поставленных задач.
- Какие сферы охватывает научно-исследовательская работа ТМК? Что в приоритете?
- Конечно, это цифровизация. Мы погрузились в эту тему из-за предпосылок, прежде всего, связанных с успехами развития цифровой техники. Компьютеры позволяют анализировать и управлять данными огромных объемов (Big Data). Но чем больше сведений мы накапливаем, тем дольше времени требуется на их обработку. И здесь стоит вопрос рационального использования этих возможностей, когда из многих тысяч параметров, которые могут оказывать влияние на производство, выделяются наиболее значимые. В этом ключе мы занимаемся обработкой информации не в чистом виде, а анализируем ее с пониманием сути технологического процесса. Результаты используем для управления технологическими параметрами, оценки технического состояния оборудования. Научились успешно применять технологии машинного зрения на производстве.
Стоит вызов в области добычи нетрадиционных ресурсов, в том числе - разработки новых запасов, например, в Западной Сибири. Дело в том, что гигантские ресурсы углеводородов заключены в труднопроницаемых сланцевых породах, из которых само извлечение нефти и газа вызывает большие трудности. На глубине около трех километров содержится еще и большое количество недозревшей нефти, которая находится в твердом состоянии. Речь о так называемых керогенах. Отсюда появляется еще одна задача — постараться трансформировать эти запасы в извлекаемую жидкую фазу. Для ее решения мы выступили разработчиками комплекса скважинного оборудования для добычи углеводородов в подобных условиях. Сегодня к этому вопросу приковано внимание всего мира, ведь с такой ситуацией сталкиваются добывающие компании на всех континентах.
- Продолжаются разработки и новых видов продукции?
- Да, конечно. В 2022 году мы поставили некую промежуточную точку в оснащении лаборатории НТЦ ТМК в Москве. Если раньше многие подготовительные операции мы выполняли на стороне, то сегодня нам удалось запустить комплекс на полную мощность и отказаться от помощи сторонних организаций. Это действительно отвечает задачам компании с точки зрения ускорения цикла разработки и поставки на производство новых видов резьбовых соединений, разработки и испытания новых материалов и решений. Считаю, что концепт научного центра удалось реализовать, благодаря чему мы выполняем полный комплекс услуг. На первом этапе разрабатываем новые материалы, технологии, используем их при выпуске труб и выплавке стали. На втором — доставляем опытные образцы с заводов в центр, нарезаем новый вид резьбового соединения, которое разрабатывают наши коллеги в ТМК-Премиум Сервис. А на третьем — совместно с ними проводим исследование свойств методом физического моделирования. Если получилось добиться качественно новых характеристик, то предлагаем продукт потребителю, а если нет, продолжаем исследования. Здесь важна и обратная связь от заказчиков, благодаря которым путь от разработки до ее внедрения сокращается. Совместными усилиями нам удается создавать эффективные технологии для добычи трудноизвлекаемых ресурсов.
- Игорь Юрьевич, во многом конкуренция среди промышленных предприятий построена на предложении уникальных продуктов. В связи с этим возрастает ли роль науки в производстве?
- Если вспомнить историю металлургической науки, то она всегда шла по пути прогресса. Еще до ее становления, люди старались установить основные закономерности, чтобы их использовать для повышения эффективности кустарного производства. Затем металлургическая наука выделилась в отдельное направление, развивалась в европейских университетах. Накоплены колоссальные данные. Другое дело — трансформация инструментов и подходов. Недавно мы обменивались опытом с нашими партнерами на площадке Северского трубного завода. Коллеги правильно подметили, что традиционный образ металлурга, занятого тяжелым трудом, уже заменен человеком в пультовой, управляющим техникой при помощи компьютеров. Все это реализовано благодаря науке. Технологический уровень производства непрерывно растет из года в год благодаря внедрению достижений науки, растет эффективность производства, повышается производительность труда. К слову, за 20 лет целенаправленной работы компании в основных цехах она повысилась в два-три раза. На одного работающего начали производить в три раза больше стали, труб, а глубина передела существенно повысилась. Сегодня мы уже не говорим об автоматизации, а о полномасштабном внедрении технологий Индустрии 4.0.
- Как изменятся со временем требования к трубной продукции?
- Это вечный процесс. Действительно, у нас очень наукоемкая отрасль, и только малую часть задач мы решаем внутренними силами. Несмотря на то что в нашей технологии и продукте заложены мысли большого числа коллег, надо понимать: постановка задачи исходит от потребителей, а конкретно от их научных подразделений. Казалось бы, сегодня мы достигли совершенства, но завтра надо еще лучше, прочнее и надежнее. Здесь важно объединение усилий всех участников рынка. Наши заказчики разрабатывают новые технические требования. В высокой степени мы формируем предпочтения потребителей, даем встречные предложения. Мы пропускаем идеи через производственно-технологические службы компании на заводах, выкристаллизовывая инновационные решения, и разрабатываем новые виды продукции. Фокус в том, что огромное количество смежных направлений развивается вместе с нами. Мы и сами обогащаемся благодаря взаимодействию с коллегами из других областей и инициируем партнерские проекты. Например, НТЦ является организатором и оператором корпоративного акселератора, который нацелен на поиск идей во внешней среде, коллективов, которые что-то разрабатывают и предлагают на различных стадиях технологической готовности. Мы смотрим, предлагаем для обсуждения нашему внутреннему экспертному сообществу, отбираем наиболее перспективные, а потом прилагаем максимум усилий для создания условий для развития плодотворных идей, чтобы превратить технологии будущего в повседневную реальность.