17:26, 20 апреля 2022

«Вулкан-ТМ»: "Мы попали в технологическую зависимость"

Постоянный участник выставок Металл-Экспо НПП «Вулкан-ТМ» — это фирма, которой исполнилось в апреле этого года 25 лет, и которая продолжает заниматься системами сталеразливки, осуществляя поставки продукции более чем на 20 предприятий России и стран ближнего Зарубежья. Это затворы шиберного типа и огнеупоры к ним (более 80 наименований). Параллельно компания и другие темы развивает: системы для печной обработки, трайб-аппараты, футеровки печей...технические решения этой компании апробированы на 16 литейных и 34 металлургических предприятиях. Их инновационные решения, используемые при построении структурно-компоновочных схем затворов, заслужили признание потребителей, что подтверждается высоким уровнем надежности и, прежде всего, безаварийностью сталеразливочных систем.

Предприятие использует дифференциальный подход к каждому заказчику и разрабатывает конфигурацию и материалы непосредственно для тех условий эксплуатации, которые необходимы на конкретном производстве.

В интервью журналу "Металлоснабжение и сбыт" о нынешнем положении дел в индустрии рассказали Владимир Золотухин, генеральный директор НПП «Вулкан-ТМ», д.т.н., и Сергей Мурат, директор по развитию все той же фирмы.

- Как сейчас, заказы растут?
- Заказы, надо сказать, растут. Единственное, выполнить их становится все труднее.

- Почему?
- Потому что многих компонентов на рынке нет, дефицит наблюдается по корундам, по всяческим добавкам, которые раньше мы получали из Европы. А сейчас будем заказывать в Китае.

- Речь идет о каких расходных материалах, о каких компонентах?
- О самых дефицитных позициях. Это высокоглиноземистые цементы, которые используются при производстве современной шиберной керамики. Это стакан-коллекторы, гнездовые стаканы, гнездовые блоки, ну, и футеровки, в том числе, - бетонные, современные. А самый дефицитный компонент на сегодняшний день - это высокоглиноземистый цемент, который, насколько мы знаем, в России высокого качества такого не имеется. Плюс добавки, премиксы так называемые, которые тоже пока в номенклатуре нашей продукции, наших предприятий отсутствуют.

- У нас нет собственного сырья?
- Это вопрос серьезный.

Почему?

Сырье, мы считаем, есть.

И вот, чем мог бы заниматься господин Дерипаска, чем слезы лить всякие политические, - организовать производство именно этого цемента на основе своего сырья. Оксид алюминия является сырьем для производства этого, так скажем, цемента.

В России этот продукт есть, огнеупорный цемент, но он совершенно не того качества, которое необходимо в современном мире. Он выпускается по технологиям, извините нас, середины прошлого века. Для наших задач он просто не подходит.

Шиберные плиты – еще одна очень важная вещь. Шиберные плиты некоторые заводы у нас производят, основной производитель – «Магнезит».

Но, как правило, это плиты, которые производят по старым ГОСТам. Это плиты, имеющие невысокую стойкость. А как комплектация современных шиберных затворов… Плиты все завозятся из-за рубежа. Мы их завозили из Европы и из Китая, из Индии, из Испании. Европейцы были основные поставщики. И сейчас практически вот Китай – это основной поставщик современных шиберных плит. Отсюда число заводов, работающих на таких плитах, на импортных, порядка двадцати где-то.

- Российских заводов?
- Да, российские заводы. То есть все они практически сидят на игле на такой: вот завтра не будет плит – заводы остановятся.

- А какие проблемы? У Китая купим, да и все.
- Ну… Пока да, но китайцы тоже перегружены. Они говорят: «Ребята, да, мы, может, и будем с вами работать, но это, извините меня, логистика растягивается там до двух месяцев, поставки». Вначале надо изготовить, потом привезти. И вот то, что мы сейчас им заказали, мы получим только в середине июня. А проплатили когда мы? Неделю назад.

- Ого-го. Слушайте, а этот оксид алюминия, который, вы говорите, у Дерипаски на заводах есть, что с ним происходит-то? Почему бы не наладить собственное производство, раз такие проблемы с логистикой?
- Это процессы сложные физико-химические, которые нужно провести с тем, чтобы получить цемент, связанные с пирометаллургией там и прочими вещами. Это же не простая технология. Но она известна, она понятна и ее можно реализовывать. Из оксида алюминия можно производить как алюминий, так и огнеупорные материалы. Из него.

Мы покупаем пикалевский этот самый корунд: это наполнитель, а вот связующий нужен цемент. Корунд мы покупаем, ну, а цемента высокоглиноземистого нет, к сожалению, в России. Это цепочка, которая может быть построена, тем паче, что экспорт сейчас нам прикрыли, да?

Ребята, давайте, занимайтесь этой темой.

- Оксид алюминия есть в свободном обращении?
- Сейчас будет избыток, потому что… потому как продажа алюминия сейчас на экспорт ограничена. Дерипаска же под санкциями персонально оказался. А России требуются вот высокоогнеупорные цементы.

- То есть, грубо говоря, можно переориентировать потоки не на алюминий, а вот на этот самый…
- Ну да, часть по крайней мере. Да, совершенно верно. Мало того, на наш взгляд, мы могли бы тогда быть и продавцами этого материала.

Франция, практически которая не имеет своего сырья, тем не менее, продает. Германия. Да, основные поставщики.

Это так. Вот это реально могло бы быть импортозамещение.

- Не на словах, а на деле?
- Естественно, да.

- Ну что ж, напишем, обратим внимание Дерипаски. Я знаю его пиарщиков, лично пошлю им сообщение, чтобы занялись делом, а не *. В Бокситогорске, тема-то серьезная.
- Да, да, да. А то пугают: через десять лет там мы все восстановимся и так далее. Ребята, давайте сейчас, чтобы мы не просадились.

Китай - да, это как бы возможно, но в любое время это может схлопнуться, туда и так все кинулись.

Мы небольшая достаточно компания, мы всего-то делаем там 50 тонн, так скажем, бетона в месяц. А есть те, кто делает тысячи, и для них нужны уже сотни и тысячи тонн в месяц этого цемента. То есть здесь мы попали в технологическую зависимость от зарубежного поставщика, который…

У нас есть огнеупоры, там периклазы, они по классической технологии делаются: горячее прессование, испекание и прочее. Но последнее время тенденция эта, скажем, по применению огнеупорных бетонов, она набирает темпы. И многие штучные огнеупоры заменяются бетонами. А вот для их производства нужен цемент. Ковши стали сейчас многие делать заливные. И стены - у них из бетона.

- Больше плавок выдерживают?
- Больше плавок – это раз. Там технология проще, там не нужен этот Гаврила, который кладет это все руками, да? Вот, поставил шаблон, залил, высушил, забыл, поехал домой. Это быстрее и менее квалифицированный труд требуется. Да и, в общем-то, и стойкость больше, чем на кирпиче.

Ну, и логистика там, опять же.

На кирпич, его нужно там порядка восьми марок, чтобы ковш сложить.

А бетон у вас, вот он, - засыпал смеситель и залил. Это уже отдельная тема.

Это все к тому, что бетон уже сейчас признан металлургами как вполне конкурентный материал для замены штучных огнеупоров. А где-то он даже предпочтительней. Допустим, ...

- Понятно. Спасибо большое.
- Не за что. Вот это тема важная, на наш взгляд.